В полезной статье слова вторичны, а смыслы первичны. И в первую очередь редактировать статью следует на уровне смыслов.
Если статья развлекает читателя, помогает ему разобраться в проблеме и найти способы решения - не важно, как она написана: сколько в ней стоп-слов, деепричастий, прилагательных, отглагольных и длинных предложений. Если статья написана в авторском стиле, но в ней нет смыслов, - статья бесполезна.
Люди читают статьи не ради авторского стиля, а чтобы решить проблему или развлечься.
Поэтому редактируйте статью в два подхода:
Разберем оба подхода.
Людей цепляют идеи.
Если вы коуч, считающий, что все болезни от нервов, - это ваша большая идея.
Если вы пишете о том, как самостоятельно перебрать мотор у запорожца, сделайте своей большой идеей “в автосервисах работают мошенники, а самому чинить машину - дело для настоящих мужиков”.
Нейтральный человек - незаметный человек. Объективный и отстраненный человек никогда не сможет захватить внимание.
Чтобы проверить, так ли это, вспомните или в следующий раз расскажите своим друзьям о том, как вы сходили в магазин, но в первый раз расскажите об этом нейтрально: “ну, как-то раз я в магазин за хлебом”, а во второй раз - как будто это было самое увлекательное путешествие в вашей жизни: не меняйте слова, просто добавьте состояние, и вы заметите, как изменится интерес друзей.
В этом сила Большой идеи - она увлекает, даже если прозрачна, банальна и тупа.
Статья без главной мысли - набор бессмысленных слов.
Прежде чем писать статью, и после того, как вы ее написали, проверьте: есть ли у статьи а) одна, б) главная, в) мысль.
Если вы запихнете в статью не одну, а две или три главные мысли, читатель потеряется, а статья превратиться в желе - вроде бы все понятно, но что конкретно хотел сказать автор?
Например, главная идея этой статьи - редактура статьи происходит на двух уровнях: на уровне смыслов и уровне слов. Если бы я добавил сюда: а еще вам надо знать свою целевую аудиторию и вот как это делается, а еще при редактуре стоит хорошо поработать с источниками и вот как это делается, а без продвижения в интернете статьи бессмысленно писать и вот как это делается, а еще у меня был случай, когда я написал статью, она выстрелила, ко мне пришел клиент, но он оказался не целевым, и чтобы к вам не приходили не целевые клиенты вот 5-шаговая формула, как отталкивать в статьях не-целевых клиентов, - то статья превратилась бы в месиво из пользы.
Не надо так.
Придерживайтесь правила: одна главная мысль - одна статья. Лучше разложите большую идею, которую хотите донести до людей, на множество главных мыслей. Потом возьмите одну из мыслей и разложите еще на несколько главных мыслей, и еще раз, и еще, а потом пишите статьи на каждую из них - так у вас сам собой получится удобный контент-план и каждая статья будет понятна и полезна читателям.
Полезное действие это ответ на вопрос: а зачем мне, читателю, тратить на это время, что мне это даст, в чем моя выгода?
Если у статьи нет полезного действия, то непонятно, зачем людям ее читать, а вам писать.
Чтобы проверить статью на полезное действие, задайте себе следующие вопросы:
Разберем данную статью на полезное действие.
Для кого написана статья? Для тех, кто продаете товары и услуги с помощью текста.
Почему прочитают? Они продвигают свои услуги через интернет с помощью текста и хотят влиять текстом на других людей. Им хочется, чтобы люди читали их статьи и покупали.
Чем поможет? Они сделают свои тексты точными, повысят продажи за счет правильного выбора смыслов и слов.
Почему сделают действие? Потому что есть множество деталей, которые необходимо учесть, чтобы статья была и полезной и продающей.
Какая выгода мне? Я покажу свой профессионализм в области копирайтинга и повышу шансы на то, что они обратятся ко мне за услугами.
Если статья отвечает на все предыдущие вопросы - она будет и полезной, и продающей.
Людьми управляют смертные грехи:
Все, что делают люди, в том числе и читают статьи, они делают ради удовлетворения одного или нескольких смертных грехов.
Возьмем для примера статью о том, как перебрать и починить мотор. Какие смертные грехи удовлетворяются:
Если автор в заголовке и статье обещает удовлетворить один или несколько смертных грехов, статью будут читать.
Если автор в заголовке и статье обещает удовлетворить один или несколько смертных грехов, статья заденет целевую аудиторию.
Если автор в заголовке и статье обещает удовлетворить один или несколько смертных грехов, статья будет и полезной, и продающей.
Единственный верный способ продать или убедить - знать свою целевую аудиторию лучше, чем она знает себя сама.
Профессионал от новичка отличается тем, что профессионал знает детали и боли людей, на которых воздействует. Пока новичок общими фразами ходит вокруг да около, профессионал говорит о деталях.
Человеку интересно:
Последнее - не всегда.
Поэтому проверьте статью на:
Если честный ответ на оба пункта “да”, статья зацепит внимание и продаст.
Люди способны либо гладить, либо гадить.
Если в статье упоминаются ценности целевой аудитории - статья их зацепит.
Если в статье автор нападает на ценности целевой аудитории - статья зацепит.
Если в статье нет вопроса о ценностях целевой аудитории - статья проскользит мимо внимания.
Без структуры нет убеждения и пользы. Все фильмы и сериалы - структура. Литература - структура. Музыка - структура. Государство - структура. Бизнес - структура. Процессы в бизнесе - структура. Машины и дома - структура.
Статья - это структура. У каждой статьи должно быть вступление, которое вводит людей в контекст проблемы, переход к решениям проблемы, тезисы с примерами, которые раскрывают тезисы, заключение.
Поэтому проверьте статью на структуру: есть ли она, логична ли она… или статья получилась в виде потока сознания?
Тезисы иллюстрируют, подтверждают главную мысль. Но сами по себе тезисы не смогут убедить. Везде, где можно, приводите примеры из жизни, которые иллюстрируют тезисы.
Этот пункт может быть сложным для понимания, и при этом он важен.
Если писать статью уставшим, то и статья выйдет уставшей, и это будет чувствоваться при чтении. Если писать статью в гневе - энергия гнева перейдет в статью, и читателю почувствуют гнев.
Поэтому перед тем, как писать, и после того, как написали, подумайте: а какую эмоцию вы хотели пробудить в читателях, и сумели передать ее или нет?
Если у статьи нет главного действия, которое должны сделать читатели, зачем вы ее писали?
Просто помочь? Окей. Тогда главное действие - лайки или “БлагоДарю” в комментах.
И все же мы говорим о бизнесе.
Бизнес существует ради денег. Значит, и статьи следует писать ради денег. Это не значит, что обязательно продавать в каждой статье. Это значит, что статьи следует писать так, чтобы после прочтения статьи читатель сделал какое-то важное для вас целевое действие: оставил e-mail, подписался на группу в социальных сетях, добавился в друзья, записался на консультацию, да хотя бы поставил тот же лайк или написал комментарий.
Если писать статью и не держать в голове действие, которое должен совершить читатель, статья растворится в пустоте. Люди не помнят о том, что надо лайкать, комментировать и вообще помнить о статье и пользе, которую она принесла, поэтому им надо об этом напоминать. Это не манипуляция - это забота. Вы пишете полезные статьи, и если человек продолжит следить за вами - ему от этого будет польза. “Заставьте” человека совершить важное для вас действие, чтобы вы могли и дальше помогать ему. Заботьтесь о человеке.
Редактуру на уровне смыслов лучше всего делать два раза: перед тем, как сели писать статью, и после того, как написали.
Если редактура статьи на уровне смыслов выдержана, можно публиковать. Слова не так важны, как смыслы. Хотя для большинства людей редактура это что-то про слова. Перейдем к ним.
Одно из главных правил сценаристов: начинай сцену как можно позже, заканчивай как можно раньше.
Вспомните фильм, где экспозиция дается полчаса или дольше. Мы уже познакомились с героями, с миром, с жизнью героев, но ничего не происходит. Герои встают утром, умываются, беседуют за завтраком, целуются, едут на работу, работают, возвращаются домой, ужинают, разговаривают, ложатся спать. А на следующий день то же самое, и потом то же самое, и снова то же самое. И больше ничего не происходит. На какой минуте вы выключите фильм?
Со статьями похожая ситуация: если вы затяните переход к сути, люди в лучшем случае промотают статью до середины, а скорее всего закроют ее.
При этом не стоит удалять вступление полностью - так вы оглоушите читателя и не дадите возможность понять контекст. Поэтому одного абзаца из 3-5 коротких предложений вполне достаточно, чтобы ввести читателя в курс дела: для кого статья, какая проблема рассматривается в статье и, может быть, какие решения будут предложены.
Все остальное - “резать к чертовой матери”.
Либо объясните их через знакомые читателю понятия и примеры.
Если вы разбираетесь в теме, на которую пишете, специальные термины и понятия становятся для вас такими же понятными, как слово “хлеб”, и кажется, что тут нечего объяснять.
Как у психологов: внутренний ребенок, процессуальная терапия и прочее. Психологу понятно, нормальному человеку - нет.
Или в бизнесе: оборот, прибыль, чистая прибыль, отчетность по МФСО. Бухгалтеру или бизнесмену - понятно, обычному человеку - нет.
И даже если вы пишете о том, как включить компьютер проверяйте себя: а точно ли это будет понятно даже самому недалекому новичку? Если есть хоть малейшие сомнения - объясняйте, вплоть до идиотизма: “чтобы открыть пакетик с арахисом, возьмите пакетик двумя руками, оторвите край по пунктирной линии, ешьте арахис”.
Только так можно быть уверенными, что люди точно поймут, о чем вы пишете, и то не всегда.
Когда пишется сценарий для фильма или сериала, каждая сцена проверяется на нужность: если ее удалить, повествование будет понятно или нет? Если сцену удалить, и история понятна, то сцену надо удалить. Если же после того, как сцену удалили, история разваливается, становится непонятной и туманной, сцену следует оставить.
То же самое относится и к статье: проверьте каждый тезис, каждое предложение - если можно удалить без потери смысла - удаляйте, если же статья по смыслу рушится после удаления - оставляйте.
Люди не читают каждое слово статьи в интернете. Они редко читают даже больше двух предложений в одном абзаце. Чаще всего люди пробегают по тексту и выцепляют отдельные фразы, а точнее - они читают первое предложение в абзаце и последние три-четыре слова в нем. Поэтому желательно, чтобы в первом предложении абзаца была главная мысль, а в последних трех словах абзаца - вывод.
Таким образом, даже если они проскользят глазами по тексту, - текст будет информативным для них.
Заголовок - первое, что увидит человек, когда наткнется на статью на сайте или в социальных сетях. Заголовок это то, что влияет на решение человека - читать дальше или нет.
Заголовок может быть “желтым”, то есть привлекать внимание с помощью “скандалы, интриги, расследования”, или “деловым”, то есть сообщать информацию или даже вывод из информации в статье.
Поэтому заголовку следует уделить особое внимание. Главное требование к заголовку - чтобы он был понятен целевой аудитории.
Универсальная формула заголовка: Субъект-Действие-Объект-Уникальный факт.
Например: Коуч заработал 1 000 000 долларов на нищих клиентах. Где: коуч - субъект, заработал - действие, 1 000 000 долларов - объект, на нищих клиентах - уникальный факт.
Также можно поиграться с “желтизной” заголовка, чтобы привлечь массовую аудиторию, но это тема другой статьи.
Если что-то в статье можно объяснить через иллюстрации, объясните через иллюстрации. Картинки воспринимаются легче слов.
Поскольку люди чаще всего читают статьи по диагонали, то есть пробегаются глазами по тексту, проверьте: можно ли понять вашу статью по заголовку и первым предложениям каждого абзаца.
Скорее всего люди именно так и прочитают статью. Может быть, если их заинтересует какой-то заголовок, они остановятся, чтобы прочитать его внимательней, но остальную статью они проскользят.
Статья должна читаться по заголовкам и первым предложениям абзацев, как полноценная статья.
Абзац это статья в миниатюре: в нем есть понятная и одна тема, вступление (введение в контекст), развитие и вывод.
Однообразие убивает внимание.
Если статья состоит из одних коротких предложений на 3-5 слов в каждом, она динамична, но не за что зацепиться. Если статья состоит только из длинных предложений от 7 слов, ее сложно будет читать и трудно понять.
Чередуйте короткие и длинные предложения, чтобы создать ритм.
Когда вы написали статью, прочитайте ее вслух или используйте робота “Из текста в речь”. Письменный язык отличается от устного.
Легко написать: … - а прочитать будет сложно. Когда люди читают, они произносят текст внутри себя. При чтении задействуются те же мышцы, что и при разговоре.
При чтении выявляются затыки в предложениях. Длинные предложения трудно прочитать.
После того, как вы прочитали статью вслух, удалили и упростили предложения, где язык спотыкался, проверьте статью на стоп-слова.
Что такое стоп-слова? Это слова, которые можно удалить без потери смысла.
Список стоп-слов:
Как проверить, какие слова удалить? Пройдитесь по тексту и по каждому слову спрашивайте себя: зачем это слово здесь, а что если его удалить? Если смысл предложения не теряется - удаляйте.
Вопросы: и чем, а зачем? - самый главный в редактуре на уровне слов.
Не занимайтесь ерундой - не редактируйте до идеала. Все равно люди пробегутся по тексту.
Если им понравятся смыслы - они облайкают вас.
Если им не понравятся смыслы - они смешают вас с дерьмом, даже если мастер стилистики уровня Сергея Довлатова, Владимира Набокова и Пушкина.
Не вылизывать стиль - оставляйте неидеальным. Стиль не так важен, как смыслы, которые вы кладете в текст. Слова нужны лишь для того, чтобы помочь читателю понять смыслы. Редактируйте смыслы через слова, а не слова через смыслы.
Возможно вам будет интересно:
Как эксперту привлекать деньги и клиентов... просто делясь своими мыслями о жизни с людьми