Блог Ивана Гаврилина

Как редактировать статью

В полезной статье слова вторичны, а смыслы первичны. И в первую очередь редактировать статью следует на уровне смыслов.

Если статья развлекает читателя, помогает ему разобраться в проблеме и найти способы решения - не важно, как она написана: сколько в ней стоп-слов, деепричастий, прилагательных, отглагольных и длинных предложений. Если статья написана в авторском стиле, но в ней нет смыслов, - статья бесполезна.

Люди читают статьи не ради авторского стиля, а чтобы решить проблему или развлечься.

Поэтому редактируйте статью в два подхода:

Разберем оба подхода.

Как редактировать статью на уровне смыслов

  1. Есть ли в статье Большая идея?

Людей цепляют идеи.

Если вы коуч, считающий, что все болезни от нервов, - это ваша большая идея.

Если вы пишете о том, как самостоятельно перебрать мотор у запорожца, сделайте своей большой идеей “в автосервисах работают мошенники, а самому чинить машину - дело для настоящих мужиков”.

Нейтральный человек - незаметный человек. Объективный и отстраненный человек никогда не сможет захватить внимание.

Чтобы проверить, так ли это, вспомните или в следующий раз расскажите своим друзьям о том, как вы сходили в магазин, но в первый раз расскажите об этом нейтрально: “ну, как-то раз я в магазин за хлебом”, а во второй раз - как будто это было самое увлекательное путешествие в вашей жизни: не меняйте слова, просто добавьте состояние, и вы заметите, как изменится интерес друзей.

В этом сила Большой идеи - она увлекает, даже если прозрачна, банальна и тупа.

  1. Есть ли в статье Главная мысль?

Статья без главной мысли - набор бессмысленных слов.

Прежде чем писать статью, и после того, как вы ее написали, проверьте: есть ли у статьи а) одна, б) главная, в) мысль.

Если вы запихнете в статью не одну, а две или три главные мысли, читатель потеряется, а статья превратиться в желе - вроде бы все понятно, но что конкретно хотел сказать автор?

Например, главная идея этой статьи - редактура статьи происходит на двух уровнях: на уровне смыслов и уровне слов. Если бы я добавил сюда: а еще вам надо знать свою целевую аудиторию и вот как это делается, а еще при редактуре стоит хорошо поработать с источниками и вот как это делается, а без продвижения в интернете статьи бессмысленно писать и вот как это делается, а еще у меня был случай, когда я написал статью, она выстрелила, ко мне пришел клиент, но он оказался не целевым, и чтобы к вам не приходили не целевые клиенты вот 5-шаговая формула, как отталкивать в статьях не-целевых клиентов, - то статья превратилась бы в месиво из пользы.

Не надо так.

Придерживайтесь правила: одна главная мысль - одна статья. Лучше разложите большую идею, которую хотите донести до людей, на множество главных мыслей. Потом возьмите одну из мыслей и разложите еще на несколько главных мыслей, и еще раз, и еще, а потом пишите статьи на каждую из них - так у вас сам собой получится удобный контент-план и каждая статья будет понятна и полезна читателям.

  1. Есть ли в статье полезное действие

Полезное действие это ответ на вопрос: а зачем мне, читателю, тратить на это время, что мне это даст, в чем моя выгода?

Если у статьи нет полезного действия, то непонятно, зачем людям ее читать, а вам писать.

Чтобы проверить статью на полезное действие, задайте себе следующие вопросы:

Разберем данную статью на полезное действие.

Для кого написана статья? Для тех, кто продаете товары и услуги с помощью текста.

Почему прочитают? Они продвигают свои услуги через интернет с помощью текста и хотят влиять текстом на других людей. Им хочется, чтобы люди читали их статьи и покупали.

Чем поможет? Они сделают свои тексты точными, повысят продажи за счет правильного выбора смыслов и слов.

Почему сделают действие? Потому что есть множество деталей, которые необходимо учесть, чтобы статья была и полезной и продающей.

Какая выгода мне? Я покажу свой профессионализм в области копирайтинга и повышу шансы на то, что они обратятся ко мне за услугами.

Если статья отвечает на все предыдущие вопросы - она будет и полезной, и продающей.

  1. Есть ли в статье смертный грех

Людьми управляют смертные грехи:

Все, что делают люди, в том числе и читают статьи, они делают ради удовлетворения одного или нескольких смертных грехов.

Возьмем для примера статью о том, как перебрать и починить мотор. Какие смертные грехи удовлетворяются:

Если автор в заголовке и статье обещает удовлетворить один или несколько смертных грехов, статью будут читать.

Если автор в заголовке и статье обещает удовлетворить один или несколько смертных грехов, статья заденет целевую аудиторию.

Если автор в заголовке и статье обещает удовлетворить один или несколько смертных грехов, статья будет и полезной, и продающей.

  1. Есть ли в статье боль/интерес целевой аудитории

Единственный верный способ продать или убедить - знать свою целевую аудиторию лучше, чем она знает себя сама.

Профессионал от новичка отличается тем, что профессионал знает детали и боли людей, на которых воздействует. Пока новичок общими фразами ходит вокруг да около, профессионал говорит о деталях.

Человеку интересно:

Последнее - не всегда.

Поэтому проверьте статью на:

Если честный ответ на оба пункта “да”, статья зацепит внимание и продаст.

  1. Есть ли в статье совпадение по ценностям с целевой аудитории или противостояние им

Люди способны либо гладить, либо гадить.

Если в статье упоминаются ценности целевой аудитории - статья их зацепит.

Если в статье автор нападает на ценности целевой аудитории - статья зацепит.

Если в статье нет вопроса о ценностях целевой аудитории - статья проскользит мимо внимания.

  1. Есть ли в статье структура и логика повествования

Без структуры нет убеждения и пользы. Все фильмы и сериалы - структура. Литература - структура. Музыка - структура. Государство - структура. Бизнес - структура. Процессы в бизнесе - структура. Машины и дома - структура.

Статья - это структура. У каждой статьи должно быть вступление, которое вводит людей в контекст проблемы, переход к решениям проблемы, тезисы с примерами, которые раскрывают тезисы, заключение.

Поэтому проверьте статью на структуру: есть ли она, логична ли она… или статья получилась в виде потока сознания?

  1. Есть ли в статье примеры для тезисов

Тезисы иллюстрируют, подтверждают главную мысль. Но сами по себе тезисы не смогут убедить. Везде, где можно, приводите примеры из жизни, которые иллюстрируют тезисы.

  1. Есть ли в статье передача состояния

Этот пункт может быть сложным для понимания, и при этом он важен.

Если писать статью уставшим, то и статья выйдет уставшей, и это будет чувствоваться при чтении. Если писать статью в гневе - энергия гнева перейдет в статью, и читателю почувствуют гнев.

Поэтому перед тем, как писать, и после того, как написали, подумайте: а какую эмоцию вы хотели пробудить в читателях, и сумели передать ее или нет?

  1. Есть ли в статье Призыв к Главному действию, которое должны сделать читатели?

Если у статьи нет главного действия, которое должны сделать читатели, зачем вы ее писали?

Просто помочь? Окей. Тогда главное действие - лайки или “БлагоДарю” в комментах.

И все же мы говорим о бизнесе.

Бизнес существует ради денег. Значит, и статьи следует писать ради денег. Это не значит, что обязательно продавать в каждой статье. Это значит, что статьи следует писать так, чтобы после прочтения статьи читатель сделал какое-то важное для вас целевое действие: оставил e-mail, подписался на группу в социальных сетях, добавился в друзья, записался на консультацию, да хотя бы поставил тот же лайк или написал комментарий.

Если писать статью и не держать в голове действие, которое должен совершить читатель, статья растворится в пустоте. Люди не помнят о том, что надо лайкать, комментировать и вообще помнить о статье и пользе, которую она принесла, поэтому им надо об этом напоминать. Это не манипуляция - это забота. Вы пишете полезные статьи, и если человек продолжит следить за вами - ему от этого будет польза. “Заставьте” человека совершить важное для вас действие, чтобы вы могли и дальше помогать ему. Заботьтесь о человеке.

Редактуру на уровне смыслов лучше всего делать два раза: перед тем, как сели писать статью, и после того, как написали.

Если редактура статьи на уровне смыслов выдержана, можно публиковать. Слова не так важны, как смыслы. Хотя для большинства людей редактура это что-то про слова. Перейдем к ним.

Как редактировать статью на уровне слов

  1. Удалите вступление

Одно из главных правил сценаристов: начинай сцену как можно позже, заканчивай как можно раньше.

Вспомните фильм, где экспозиция дается полчаса или дольше. Мы уже познакомились с героями, с миром, с жизнью героев, но ничего не происходит. Герои встают утром, умываются, беседуют за завтраком, целуются, едут на работу, работают, возвращаются домой, ужинают, разговаривают, ложатся спать. А на следующий день то же самое, и потом то же самое, и снова то же самое. И больше ничего не происходит. На какой минуте вы выключите фильм?

Со статьями похожая ситуация: если вы затяните переход к сути, люди в лучшем случае промотают статью до середины, а скорее всего закроют ее.

При этом не стоит удалять вступление полностью - так вы оглоушите читателя и не дадите возможность понять контекст. Поэтому одного абзаца из 3-5 коротких предложений вполне достаточно, чтобы ввести читателя в курс дела: для кого статья, какая проблема рассматривается в статье и, может быть, какие решения будут предложены.

Все остальное - “резать к чертовой матери”.

  1. Удалите профессиональные термины и понятия

Либо объясните их через знакомые читателю понятия и примеры.

Если вы разбираетесь в теме, на которую пишете, специальные термины и понятия становятся для вас такими же понятными, как слово “хлеб”, и кажется, что тут нечего объяснять.

Как у психологов: внутренний ребенок, процессуальная терапия и прочее. Психологу понятно, нормальному человеку - нет.

Или в бизнесе: оборот, прибыль, чистая прибыль, отчетность по МФСО. Бухгалтеру или бизнесмену - понятно, обычному человеку - нет.

И даже если вы пишете о том, как включить компьютер проверяйте себя: а точно ли это будет понятно даже самому недалекому новичку? Если есть хоть малейшие сомнения - объясняйте, вплоть до идиотизма: “чтобы открыть пакетик с арахисом, возьмите пакетик двумя руками, оторвите край по пунктирной линии, ешьте арахис”.

Только так можно быть уверенными, что люди точно поймут, о чем вы пишете, и то не всегда.

  1. Удалите лишние тезисы и примеры

Когда пишется сценарий для фильма или сериала, каждая сцена проверяется на нужность: если ее удалить, повествование будет понятно или нет? Если сцену удалить, и история понятна, то сцену надо удалить. Если же после того, как сцену удалили, история разваливается, становится непонятной и туманной, сцену следует оставить.

То же самое относится и к статье: проверьте каждый тезис, каждое предложение - если можно удалить без потери смысла - удаляйте, если же статья по смыслу рушится после удаления - оставляйте.

  1. Проверьте статью на правило: одна мысль - одно предложение

Люди не читают каждое слово статьи в интернете. Они редко читают даже больше двух предложений в одном абзаце. Чаще всего люди пробегают по тексту и выцепляют отдельные фразы, а точнее - они читают первое предложение в абзаце и последние три-четыре слова в нем. Поэтому желательно, чтобы в первом предложении абзаца была главная мысль, а в последних трех словах абзаца - вывод.

Таким образом, даже если они проскользят глазами по тексту, - текст будет информативным для них.

  1. Отредактируйте заголовок и первый абзац

Заголовок - первое, что увидит человек, когда наткнется на статью на сайте или в социальных сетях. Заголовок это то, что влияет на решение человека - читать дальше или нет.

Заголовок может быть “желтым”, то есть привлекать внимание с помощью “скандалы, интриги, расследования”, или “деловым”, то есть сообщать информацию или даже вывод из информации в статье.

Поэтому заголовку следует уделить особое внимание. Главное требование к заголовку - чтобы он был понятен целевой аудитории.

Универсальная формула заголовка: Субъект-Действие-Объект-Уникальный факт.

Например: Коуч заработал 1 000 000 долларов на нищих клиентах. Где: коуч - субъект, заработал - действие, 1 000 000 долларов - объект, на нищих клиентах - уникальный факт.

Также можно поиграться с “желтизной” заголовка, чтобы привлечь массовую аудиторию, но это тема другой статьи.

  1. Проверьте или добавьте иллюстрации

Если что-то в статье можно объяснить через иллюстрации, объясните через иллюстрации. Картинки воспринимаются легче слов.

  1. Проверьте, понятна ли статья по заголовкам и первым предложениям первых абзацев

Поскольку люди чаще всего читают статьи по диагонали, то есть пробегаются глазами по тексту, проверьте: можно ли понять вашу статью по заголовку и первым предложениям каждого абзаца.

Скорее всего люди именно так и прочитают статью. Может быть, если их заинтересует какой-то заголовок, они остановятся, чтобы прочитать его внимательней, но остальную статью они проскользят.

Статья должна читаться по заголовкам и первым предложениям абзацев, как полноценная статья.

Абзац это статья в миниатюре: в нем есть понятная и одна тема, вступление (введение в контекст), развитие и вывод.

  1. Проверьте статью на ритм

Однообразие убивает внимание.

Если статья состоит из одних коротких предложений на 3-5 слов в каждом, она динамична, но не за что зацепиться. Если статья состоит только из длинных предложений от 7 слов, ее сложно будет читать и трудно понять.

Чередуйте короткие и длинные предложения, чтобы создать ритм.

  1. Прочитайте статью вслух

Когда вы написали статью, прочитайте ее вслух или используйте робота “Из текста в речь”. Письменный язык отличается от устного.

Легко написать: … - а прочитать будет сложно. Когда люди читают, они произносят текст внутри себя. При чтении задействуются те же мышцы, что и при разговоре.

При чтении выявляются затыки в предложениях. Длинные предложения трудно прочитать.

  1. Удалите стоп-слова

После того, как вы прочитали статью вслух, удалили и упростили предложения, где язык спотыкался, проверьте статью на стоп-слова.

Что такое стоп-слова? Это слова, которые можно удалить без потери смысла.

Список стоп-слов:

Как проверить, какие слова удалить? Пройдитесь по тексту и по каждому слову спрашивайте себя: зачем это слово здесь, а что если его удалить? Если смысл предложения не теряется - удаляйте.

Вопросы: и чем, а зачем? - самый главный в редактуре на уровне слов.

  1. Опубликуйте черновик

Не занимайтесь ерундой - не редактируйте до идеала. Все равно люди пробегутся по тексту.

Если им понравятся смыслы - они облайкают вас.

Если им не понравятся смыслы - они смешают вас с дерьмом, даже если мастер стилистики уровня Сергея Довлатова, Владимира Набокова и Пушкина.

Заключение

Не вылизывать стиль - оставляйте неидеальным. Стиль не так важен, как смыслы, которые вы кладете в текст. Слова нужны лишь для того, чтобы помочь читателю понять смыслы. Редактируйте смыслы через слова, а не слова через смыслы.

Возможно вам будет интересно:

Как эксперту привлекать деньги и клиентов... просто делясь своими мыслями о жизни с людьми